- Переменная - это некоторый контейнер, в котором может храниться значение для дальнейшего использования в программе.
Помните, как в школе было: y = x + 1
И в зависимости от того, какие значения принимает переменная x, меняется значение переменной y.
Если x = 1, тогда x+ 1 =2
Если x = 2, тогда x +1 = 3
Если х = 1.5 , тогда x + 1 =2.5
В Java переменные играют такую же роль, как и в приведенном примере со школы y = x + 1. Они выполняют роль контейнера для разных значений, которые можно подставить в переменную. В приведённом примере - в переменную x.
Типы переменных в Java. Объявление переменной
В Java можно указать, какие именно значения может принимать переменная.
Для этого все переменные сгруппировали в 4 группы:
- Целочисленные (к ним относятся byte, short, int, long)
- С плавающей точкой (к ним относятся float, double)
- Символы (char)
- Логические (boolean)
Примечание: Итого 8 типов переменных (byte, short, int, long, float, double, char, boolean). Многоуважаемый Брюс Эккель выделяет еще и 9-й тип – так называемый тип void («пустое» значение). Но в этой статье мы рассмотрим 8 типов, как это обычно принято. Что же такое тип void мы разберёмся в теме, посвященной методам в Java.
Теперь давайте рассмотрим каждую группу переменных. И начнём с целочисленных.
Целочисленные: byte, short, int, long
Как видно из таблички, byte, short, int, long относятся к целочисленным, то есть к целым числам. Например, 1, 9, 1278, -5, -107 и т.д.
Очевидно:
- byte может принимать значения от -128 до 127 и при этом занимает 1 байт памяти
- short принимает значения от -32768 до 32767 и занимает 2 байта памяти
- int от -2147483648 до 2147483647 и занимает 4 байта памяти
- long от -9223372036854775808 до 9223372036854775807 и занимает 8 байтов памяти
"Ну, хорошо", - скажете Вы. "Если byte, short, int и long отвечают все за целые числа, как мне понять какой именно тип нужно выбирать?" Помните детские задачки по математике, которые сейчас будут как нельзя кстати для объяснения за что отвечают byte, short, int, long.
Задача 1:
У Димы 3 яблока, у Ани 2 яблока. Сколько яблок у Димы и Ани вместе?
Как видите, в задаче речь идет о целых яблоках. Не предполагается, что яблоки будут делить на части.
Значит, если бы мы писали код в Java, который бы предполагал решение данной задачи, мы бы использовали для переменных целочисленный тип. Остается понять только какой именно мы бы использовали: byte, short, int или long?
Всегда необходимо отталкиваться от контекста.
- Если мы знаем точно, что при решении данной задачи, даже если будут меняться значения, например, у Димы 50 яблок, у Ани 30, но в сумме это будет не больше 127 яблок, то можем смело использовать тип byte
- Если же мы знаем, что могут поменять условия задачи и у Димы может быть, например, 10 000 яблок, а у Ани, например, 7 000 яблок, то уже тип byte мы использовать не можем. Поскольку это явно выходит за пределы допустимых значений в byte – не более 127. Значит, могли бы использовать тип short, у которого максимально допустимое значение 32767
- Если же предположить, что у Димы и у Ани может быть даже больше, чем 32767 яблок. Ну, например, у них яблоневые сады по всей Украине. Тогда необходимо использовать тип int. Кстати, int – это сокращенно от английского integer (целое число).
- Ну, а если предположить, что Дима и Аня – это «яблочные магнаты» и им принадлежат все яблоневые сады в мире, то тогда число может быть намного больше, чем даже максимальное значение int 2147483647. И тогда необходимо использовать тип long.
Однако чаще всего при написании программ на Java, Вы будете использовать тип int. Это самый распространенный целочисленный тип. Более того, тип int в Java является типом "по умолчанию" для целочисленных типов. Что это значит, Вы узнаете на практике.
Прежде, чем использовать переменную, её необходимо объявить. А объявляются переменные так.
А вот и примеры объявления переменных:
byte apples;
short apples;
int apples;
long apples;
И здесь сразу же хочется сказать о том, что переменные, когда их название состоит из 2 и более слов, пишутся слитно и как бы "горбиками" как у верблюда. Такой стиль написания слов называется CamelStyle (от англ. camel - "верблюд").
Например:
int applesDima;
int applesAnnaJune;
int applesDimaJuneUkraine;
Видите, названия примеров переменных состоят из 2 и более слов и пишутся слитно. Причем первое слово пишется с маленькой буквы, а во всех последующих словах первая буква большая. Теперь Вы знаете - это CamelStyle, стиль написания названий. Он иногда называется CamelCase. Мы об этом даже статью написали 🙂
Ну что ж, самое время понять за что отвечают переменные с плавающей точкой.
С плавающей точкой: float, double
И снова обратимся к примеру школьной задачи.
Задача 2:
У Димы 3,5 яблока, у Ани 2,5 яблока. Сколько яблок у Димы и Ани вместе?
Как видите, в задаче речь идёт уже не о целых яблоках. Уже речь идёт о дробных числах. А значит мы уже не можем использовать целочисленный тип: нам не подойдет ни byte, ни short, ни int, ни long. Запомните: как только речь идет о дробных числах, значит, речь идет о float или double. Примеры дробных чисел: 1.0, 1.8, 3.141562, 9.0, 12.579, 1278.0, -5.0, - 9.4, -107.0, -107.356 и т.д.
Как видно из таблички:
- float может принимать значения от -3.4Е +38 до 3.4Е +38 и при этом занимает 4 байта памяти
- double принимает значения от -1.7E + 308 до 1.7Е + 308 и занимает 8 байт памяти
Запомните:
- дробные числа пишутся не через запятую, как мы привыкли со школы, а через точку. Например, 1,5 - это неправильно. Правильно 1.5
- float определяет значение одинарной точности. Это значит, что переменные данного типа удобны, когда требуется дробная часть без особой точности. Например, для денежных сумм.
- double обеспечивает двойную точность и это видно из названия (double - двойная).
Прежде, чем использовать переменную, её необходимо объявить. А объявляются переменные float и double по такому же принципу.
А вот и примеры объявления переменных:
float money; // объявили переменную money типа float
float wage; // объявили переменную wage типа float
float c; // объявили переменную c типа float
double stat; //объявили переменную stat типа double
Символы: char
В Java для char используется кодировка Unicode. Как видно из таблички, диапазон допустимых значений char от 0 до 65536 и при этом занимает 2 байта памяти. Отрицательных значений не существует. На самом деле переменная типа char хранит не сам символ, а его числовой код из таблички Unicode, по этому мы можем проводить целочисленные операции над символами.
Прежде, чем использовать переменную, её необходимо объявить. А объявляются переменные char по такому же принципу, что и ранее.
Примеры объявления переменных:
char y; //объявили переменную y типа char
char f; //объявили переменную f типа char
Логические: boolean
Логические или их еще называют булевы значения могут принимать только одно из двух возможных значений: true или false.
Только у славян возможен такой разговор:
- Кушать будешь?
- Да нет, наверное.
Это то, что очень удивляет иностранцев, когда они учат, например, украинский или русский язык. Так все-таки да или все-таки нет?
Так вот в языке программирования Java всё очень точно:
- либо true (с английского - "истина")
- либо false (с английского - "ложь)
Чуть позже Вы поймете где применяется данный тип переменных, когда мы, например, дойдём до темы конструкции ветвления. А пока просто запомните, что есть такой тип. Пусть это будет пока "черной лошадкой" для Вас.
Прежде, чем использовать переменную, её необходимо объявить. А объявляются переменные boolean по такому же принципу, что и ранее.
Примеры объявления переменных:
boolean check1; //объявили переменную check1 типа boolean
boolean check2; //объявили переменную check2 типа boolean
Ну вот, теперь Вы знаете за что отвечают эти типы переменных:
Что ещё Вы должны знать?
1. Вы должны знать, что эти типы переменных относятся к так называемым примитивным типам переменных. Поэтому если услышите "примитивные типы данных" , "примитивы" или "primitives", знайте, речь идёт о 8 типах переменных - byte, short, int, long, float, double, char, boolean.
2. Есть еще один тип переменных - тип String. О нём мы поговорим в статье "Как присвоить значение переменной"
3. В Java очень важно правильно оформлять код. Да-да, не только писать работающие программы, но ещё и правильно оформленные. Существует целый свод правил, который называется Code Conventions в Java. Так что можете смело скачивать и постепенно изучать. А сейчас мы рассмотрим только часть Code Conventions, а именно правила написания названий переменных. Итак, запоминаем.
5 правил выбора названий для переменных:
Правило №1 - переменные пишутся только латинскими буквами. Никакой кириллицы!!!
Например:
int st;
int width;
Правило №2 – имя переменной, по возможности, должно быть "говорящим"
Например:
int s; // так можно называть переменную, но когда кода много и все переменные имеют не говорящие названия, код очень тяжело читать
int size; // этот вариант более "говорящий", чем первый вариант int s; поскольку понятно из названия, что переменная отвечает за размер чего-то
Правило №3 - с чего может/не может начинаться имя переменной
Может начинаться с :
- Любых латинских букв
- $ или _
Не может начинаться с:
- Цифр
Ниже приводим несколько примеров - правильных и неправильных.
Правильно:
- int square;
- int $money;
- int width;
- int boxSize;
- double sum;
- double sumJune;
Неправильно:
- int 2square;
- int 101dalmatians;
Правило №4 – название переменной, состоящее из 2 и более слов, пишется в CamelStyle
Что такое CamelStyle мы с Вами уже обсудили в этой статьей чуть выше.
Правило №5 – нельзя использовать в названиях переменных эти 54 слова:
abstract, assert, boolean, break, byte, case, catch, char, class, const, continue, default, do, double, else, enum, extends, false, final, finally, float, for, goto, if, implements, import, instanceof, int, interface, long, native, new, null, package, private, protected, public, return, short, static, strictfp, String, super, switch, synchronized, this, throw, throws, transient, true, try, void, volatile, while
Эти 54 слова имеют особое значение при написании кода на Java. Постепенно Вы поймёте где используется каждое слово. Причём после прочтения этой статьи, из 54 слов Вам уже станут знакомы те слова, которые мы выделили синим:
abstract, assert, boolean, break, byte, case, catch, char, class, const, continue, default, do, double, else, enum, extends, false, final, finally, float, for, goto, if, implements, import, instanceof, int, interface, long, native, new, null, package, private, protected, public, return, short, static, strictfp, String, super, switch, synchronized, this, throw, throws, transient, true, try, void, volatile, while
ПОДЫТОЖИМ:
Всего 4 группы переменных:
- Целочисленные (к ним относятся byte, short, int, long)
- С плавающей точкой (к ним относятся float, double)
- Символы (char)
- Логические (boolean)
Эти 8 типов переменных (byte, short, int, long, float, double, char, boolean) относятся к там называемым примитивным типам переменных.
Прежде чем использовать переменную, её необходимо объявить:
5 правил выбора названий переменных:
- Переменные пишутся только латинскими буквами. Никакой кириллицы!!!
- Имя переменной, по возможности, должно быть "говорящим"
- Если переменная состоит из 2 и более слов, пишется в CamelStyle (другое название - CamelCase)
- Есть 54 слова, которые нельзя использовать в названиях переменных
- Имя переменной:
- может начинаться с любых латинских букв, $ или _
- не может начинаться с цифр
Также есть еще один тип переменных - тип String, о котором мы поговорим в статье "Как присвоить значение переменной в Java"